UX-ревью интерфейса

Мы аккумулировали собранные из разных источников знания о том, какие принципы помогают сделать интерфейс хорошим.
Получился гайд, который можно использовать для проверки интерфейса готового продукта и прототипов.

Гайд — это не проверка чьей-то экспертности, а способ порассуждать и понять все ли мы учли, можно ли сделать решение лучше с точки зрения пользовательского сценария.
Предлагаем посмотреть на пункты гайда как на способ обдумать текущее решение, а не на как обязательные правила. Например, могут быть технические ограничения в продукте из-за которых мы не можем сейчас соблюсти один из принципов.

Обрати особое внимание на сценарии, элементы, с которыми пользователь максимально часто взаимодействует или будет взаимодействовать.

Такие сценарии попадают в зону риска, потому что в них даже незначительные ошибки, неудобства могут сильно влиять на восприятие пользователя

Пользовательские сценарии

  1. Интерфейс выстроен на основе знаний о пользователях: их задачах, опыте, привычках, особенностях и интересах.

    Вопросы для проверки:

    • Знаем ли мы, как пользователи выполняют свои задачи вне сервиса? Учитываем ли мы эти знания при проектировании сценария в сервисе?
    • Не сломает ли изменение привычный сценарий пользователя в сервисе?

  2. Путь к решению задач пользователя и время их решения максимально сокращены и упрощены.

    Вопросы для проверки:

    • Есть ли в сценарии шаги, от которых можно отказаться без потери смысла/информации?
    • Можно ли сократить время на выполнение пользователем сценария?

  3. Предотвращены ошибки пользователя, которые он может совершить при работе с интерфейсом.

    Вопросы для проверки:

    • В каком месте пользователь может ошибиться (ввести некорректные данные, удалить нужные данные)?
    • Как система может защитить пользователя от совершения ошибок: удаления информации, ввода и сохранения некорректных данных? (отмена действий, внести исправления)

  4. Данные пользователя ценны.

    Вопросы для проверки:

    • В каких местах интерфейса можно переиспользовать данные пользователя, которые мы уже имеем?
    • Сохраним ли данные пользователя, если сценарий прервется?

  5. Пользователю предоставлены актуальные способы решения его ключевых задач.

    Вопросы для проверки:

    • Какие варианты есть у пользователя для выполнения задачи? Поддерживаем ли мы их?
    • Нужно ли пользователю несколько вариантов и зачем?

  6. Интерфейс учитывает среду, в которой пользователь будет работать.

    Вопросы для проверки:

    • Учитывает ли интерфейс внешнюю среду и условия, в которых находится пользователь, когда работает с продуктом?
    • В каким условиях работает пользователь с продуктом? (темно, шумно, в движении)
    • Учитывает ли интерфейс характеристики устройства? (мобильное приложение, ноутбук, расширение экрана)

  7. Пользователю не нужно выполнять действия, которые могут выполняться вместо него автоматически.

    Вопросы для проверки:

    • Есть ли в сценариях задачи, которые можно снять с пользователя?
    • Есть ли данные, которые уже известны системе?
    • Можно эти данные использовать в текущем сценарии?

  8. Сценарий непрерывен — пользователь может пройти его в продукте от начала и до конца.

    Вопросы для проверки:

    • Есть ли в сценарии места, где пользователю требуется выполнять действия в других сервисах?
    • Есть ли обоснование для того, чтобы переводить пользователя в другие сервисы? Можно ли не прерывать сценарий?
    • Можно ли предложить пользователям совершить действие, не уходя в другие сервисы/разделы?

Обратная связь

  1. Интерфейс информирует пользователей о состоянии системы.

    Вопросы для проверки:

    • Показывает ли сервис информацию о состоянии системы?
      Например, процесс: загрузка, отправка или прогресс: сделано 3 шага из 5.
    • Есть ли обратная связь на выполненные действия?
      Например, "Документ принят".
    • Можно применить позитивную обратную связь для пользователя при прохождении длинных, сложных сценариев?

Язык

  1. Тексты в интерфейсе, сообщениях об ошибках не содержат сложных терминов, неинформативных и непонятных пользователю формулировок.
    Опирайтесь на Контур.Гайды

    Вопросы для проверки:

    • Содержатся ли в тексте специфическая терминология, аббревиатуры, которые могут потребовать расшифровки или объяснения?
    • Соответствует ли текст объявлений и ошибок правилам в Контур. Гайдах?

  2. Текст на всех элементах страницы считывается как единый и передает общий смысл, а также оформлен с учетом правил русского языка.

    Вопросы для проверки:

    • Как текст взаимодействует с другими элементами? Не нарушается контекст или логика содержания страницы при добавлении нового элемента с текстом?
    • Не искажен ли смысл, который хотим донести пользователю?

  3. Текст соответствует информационному стилю и tone of voice продукта (основные принципы описаны в Редполитике):

    • несет полезную информацию;
    • легко читается;
    • понятный;
    • без лишних слов, которые не влияют на смысл (стоп-слова);
    • не включает субъективные оценки.

    Вопросы для проверки:

    • Можно упростить формулировки?
    • Есть ли в тексте места, которые не соответствуют информационному стилю?
    • Соответствует ли текст Редполитике и tone of voice продукта?

  4. Текст применим к ситуации и уместен.

    Вопросы для проверки:

    • Соответствует ли текст событиям, происходящим в интерфейсе?
    • Меняется ли текст при изменении данных пользователя?

Элементы

  1. Соблюдается консистентность интерфейса.

    Вопросы для проверки:

    • Есть ли элементы, которые выглядят одинаково, но ведут себя по-разному?
    • Меняется ли привычное расположение элементов? Насколько обосновано такое изменение?
    • Есть ли риск нарушения привычного сценария пользователя?

  2. Элементы в интерфейсе понятны и знакомы пользователю.
    Если элементы могут быть незнакомы, непонятны — придумайте, как "объяснить" их пользователю. Используйте подсказки, редизайн, онбординг и т.д.

    Вопросы для проверки:

    • Появились ли в интерфейсе новые сущности (раздел, функциональность, контролы), с которыми пользователь не знаком?
    • Есть ли элементы, которые уникальны для сервиса? (с которыми новые пользователи могут сталкиваться впервые в жизни)
    • Помогаем ли мы пользователю понять значение этих сущностей?

  3. Исключены отвлекающие элементы в пользовательском сценарии.

    Вопросы для проверки:

    • Как выглядит сценарий пользователя в динамике с учетом всплывающих элементов/подсказок? Как все элементы взаимодействуют друг с другом?
    • Есть ли информация, элементы, изображения, которые не нужны в конкретном сценарии и могут отвлекать от решения задачи?

  4. Элементы, которые логически и сценарно связаны, не отделены друг от друга.

    Вопросы для проверки:

    • Есть ли в интерфейсе связанные друг с другом элементы, которые при этом расположены далеко друг от друга, не сгруппированы, не находятся в одном поле?
    • Есть ли в интерфейсе элементы, не связанные друг с другом, но расположенные близко?

  5. Новые элементы логично встроены в общий вид и не нарушают сценарий пользователя.
    Посмотри решение в динамике при возможности.

    Вопросы для проверки:

    • Есть ли в интерфейсе элементы, которые меняют своё поведение в динамике (при взаимодействии с элементом)?
    • Если элемент меняется в динамике, то не мешает ли он выполнению сценария?