Тест-сессии

Тест-сессия — это экспертная оценка интерфейса работающего продукта. Во время тест-сессии люди из команды разработки сами проходят пользовательские сценарии и стараются оценить этот опыт.

Мотивация

Разработчики Контура редко пользуются продуктами, которые создают, так как эти продукты для бухгалтеров, предпринимателей, логистов — то есть для B2B-сегмента. Часто такие разработчики фокусируются на создании новых возможностей, но могут забывать об общей картине сервиса. Тест-сессия позволяет посмотреть на работающий продукт широко, как его видит обычный пользователь.

Разработчиками в Контуре называют не только инженеров, но и всех людей, причастных к созданию продукта: менеджеров разработки, менеджеров продукта, продуктовых дизайнеров, аналитиков, тестировщиков, UX-исследователей и так далее.

Подготовка

Подумайте над сценариями

Тест-сессии инициирует любой человек из команды разработки:

  • Привлеките представителя бизнес-команды, чтобы составить список продающих и удерживающих сценариев. Бизнес заинтересован в том, чтобы они работали максимально хорошо, и лучше понимает, на что сейчас важно обратить внимание.
  • Дополните список частотными сценариями, они больше всего влияют на пользовательский опыт. В Контуре с этим помогли бы UX-исследователи или аналитики.
  • Включите в список сценарии, которые в обычной жизни сложно проверить — например, первый вход или подключение новой организации. В таких местах «скапливается пыль», потому что сложно ввести интерфейс в это состояние. В Контуре с этим помогли бы аналитики или тестировщики.
  • Вместе с представителем бизнеса отсортируйте сценарии по приоритету и по дате последней проведённой по ним тест-сессии.

Составьте план тест-сессий

Тест-сессии желательно проводить регулярно — раз в полгода или год. Это позволит иметь актуальную картинку по сервису. Можно и чаще, если сценариев в продукте много и результаты предыдущей сессии уже обработаны.

Важно, чтобы тест-сессии проходили с минимумом затрат и с максимумом одобрения команды — тогда их будет проще сделать регулярными и полезными.

  • Выберите сценарии, которые можно пройти за 1–2 часа.
  • Назначьте ответственного человека из команды на каждую запланированную сессию — его задача обработать результаты и передать их в планирование.
  • Синхронизируйте план с бизнес-командой и руководителем разработки, чтобы тест-сессии не были для них сюрпризом, и они запланировали время под исправление багов.
  • Расскажите о планах команде разработки. Пусть они тоже будут готовы помочь с организацией, поучаствовать и принести новые задачи.
  • Если это не первая тест-сессия, проведите анализ прошлых: оцените, сколько багов закрыли, сколько нет, и почему. Подумайте, что можно улучшить.

Подготовьтесь ко встрече

  • Подготовьте тестовую версию вашего продукта, если это необходимо. Зафиксируйте особенности этой подготовки — это поможет проще воспроизводить сценарии в будущем.
  • Пригласите человека не из команды, который будет проходить сценарий. Важно, чтобы этот человек не был близко знаком с вашим сервисом и мог посмотреть на него со стороны.
  • Если сценарии требуют экспертности, найдите подходящего сотрудника из смежной команды или позовите лояльного пользователя.
  • Составьте список участников встречи и пригласите их. Не собирайте слишком много людей, чтобы не повышать стоимость тест-сессии.
  • Определите, кто будет фиксировать результаты и договорённости.

Проведение

  • При прохождении сценария оцените все аспекты сервиса: читайте подсказки, переходите по ссылкам справки и анализируйте их.
  • На встрече фиксируйте только наблюдения и вопросы. Не уходите в технические детали и не придумывайте решения.
  • Старайтесь не выбиваться из тайминга.
  • Не забудьте сделать видеозапись встречи — она может пригодиться, чтобы подтвердить найденные проблемы.

Обработка результатов

Анализ

После встречи отсортируйте и запишите найденные баги и наблюдения по приоритету. Удобно делать это в виде матрицы по важности и трудоёмкости.

Проведите встречу-презентацию для команды, включая представителей бизнеса: расскажите, что вскрылось на сессии, и соберите обратную связь.

Оформите задачи и загрузите их в соответствующий бэклог. Некоторые пойдут сразу в разработку, другие потребуют проработки дизайна.

Работа с созданными задачами

Чтобы эффективно прорабатывать задачи, нужна культура работы с дизайнерским долгом. Если её ещё нет — это хорошая возможность её создать.

Какие бывают варианты:

  • Выделенный ресурс на дизайнерский долг — процент от ресурсов команды, который регулярно тратится на исправление багов и рефакторинг интерфейса.
  • День приборки — выделяется ограниченное время (желательно регулярно), когда команда исправляет как можно больше багов. Менеджеру проще выделить день, чем планировать каждую мелкую задачу.
  • Лёгкие баги вёрстки можно править прямо с фронтендером: дизайнер садится рядом и показывает, что исправить. Так проще выпросить час работы, чем двигать десяток задач.
  • Дизайнер может участвовать в планировании и продвигать задачи по долгу на обсуждениях.

В любом случае дизайнерский долг будет решаться только при одобрении бизнеса. Начните коммуникацию, рассказывайте о своей работе и ищите подходящие форматы взаимодействия.

Дизайнерским долгом в Контуре называют проблемы в продукте, которые влияют на опыт использования и должны быть исправлены в будущем.

Документирование

  • Обновляйте статусы и дополняйте описания багов по мере их реализации. Это поможет оценить эффективность тест-сессии.
  • Храните документацию в публичном пространстве — у всей команды должен быть доступ.