Подготовка прототипа к юзабилити-тестированию

При подготовке прототипа к тестированию UX-исследователи Контура придерживаются принципов, описанных ниже. Так прототипы получаются комфортными для пользователя и максимально эффективными для ЮТ.

В зависимости от задачи для проверки решения мы можем использовать:

  • статичный или интерактивный прототип;
  • тестовый стенд;
  • боевую площадку.

В гайде речь пойдет о прототипах — именно на них мы чаще всего проводим тестирование, проверяя решение до разработки. Но описанные ниже принципы можно использовать и для тестирования на боевой площадке или тестовом стенде.

В Контуре прототип обычно готовит проектировщик.

Задачи исследователя на этом этапе:

  • продумать сценарий и задания, которые позволят проверить гипотезы и достичь цели исследования;
  • определить шаги, по которым пользователь будет проходить, выполняя задачу;
  • передать задачи по подготовке прототипа проектировщику и убедиться, что подготовленный прототип соответствует требованиям.

Требования к прототипу

Виды прототипа

Прототип может быть статичным и интерактивным.

Статичный прототип состоит из картинки или набора картинок, которые демонстрируют элементы интерфейса и текст, но с ними нельзя взаимодействовать — нажимать на кнопки или переходить по ссылкам.

Интерактивный прототип включает в себя переходы между элементами интерфейса, кликабельные ссылки, работающие фильтры и многое другое.

Оба вида позволяют проверить концепт, собрать общие впечатления об идее, проверить понятность формулировок или решений, расположенных на одном экране. Однако интерактивный прототип позволяет в полной мере оценить понятность и удобство решений, для которых нужно переключаться между экранами или их элементами.

Когда время на исследование ограничено, можно использовать несколько статичных макетов для проверки простых линейных сценариев. Но такой вариант потребует большей включенности модератора.

Степень проработки

При подготовке прототипа для юзабилити-тестирования нет необходимости воспроизводить весь сервис. Достаточно определить минимальный набор экранов и кликабельных элементов, позволяющих проверить все заложенные гипотезы.

У пользователя должна быть возможность выполнить подготовленные задания – прототип должен отражать пользовательский путь и позволять совершить все действия и взаимодействовать со всеми элементами, необходимыми для решения поставленной задачи.

Дополнительно могут быть проработаны те экраны, с которыми не нужно взаимодействовать напрямую, но которые играют важную роль в погружении респондента в контекст и приближении тестирования к реальной задаче.

Наполнение данными

Чтобы не повлиять на поведение пользователя и получить объективные результаты, данные в прототипе должны быть:

  • достаточными для проверки гипотез и сценариев;
  • согласованными между собой на всех экранах;
  • максимально приближенными к реальности.

Достаточность данных

В прототип стоит включить:

  • данные, необходимые пользователю для выполнения поставленной задачи;
  • фоновые данные, помогающие приблизить прототип к работающему сервису, а поведение пользователя — к реальному.

Согласованность данных

Важно, чтобы даты, тексты, названия разделов и другие данные были консистентны, не противоречили друг другу.

Приближенность данных к реальности

Наполняйте прототип данными, которые наиболее близки и привычны пользователю в контексте ситуации и исследуемого сценария.

Лучше использовать как можно более «настоящие» тексты и цифры в прототипе, избегать смешных или фантазийных названий, чтобы пользователь не отвлекался на эти детали, и всё его внимание было направлено на выполнение задания.

Плохо

ОАО Звезда смерти

31.09.2021
(в сентябре 30 дней)

Хорошо

ОАО Цифровые технологии

23.08.2023

Избегайте ошибок в текстах и цифрах. Орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки могут поставить под сомнение экспертность исследователя, команды и компании в целом. Арифметические ошибки тоже допускать нельзя.

Контур создает сервисы для бухгалтерии и бизнеса. Работа с цифрами, точное соблюдение регламентов, отсутствие ошибок — специфика работы наших пользователей. Для развлекательных сервисов соблюдение этого правила важно, но не так критично.

Проверка прототипа перед исследованием

Проверьте прототип перед тестированием, чтобы избежать технических или содержательных ошибок, которые не позволят полностью или частично достичь цели встречи.

Вы можете сами внимательно просмотреть прототип, но эффективнее провести тестовую встречу с коллегой. Так вы проверите две ключевых составляющих ЮТ — сценарии и прототип — и выявите все нестыковки.

Закладывайте время на проверку так, чтобы успеть не только отрепетировать, но и поправить формулировки или изменить прототип, если это потребуется.

Чек-лист для проверки прототипа

Убедитесь, что с помощью прототипа можно выполнить все необходимые задания и пройти сценарий.

Прокликайте кнопки, которые должны нажиматься. Наведите курсор на все элементы, в которых должна быть заложена интерактивность. Обращайте внимание, чтобы по клику или при наведении отображался нужный экран или текст, была соблюдена логика переходов.

Убедитесь, что все данные:

  • Согласованы между собой. Одинаковы даты, тексты, названия разделов и прочие данные, которые не должны меняться во время прохождения сценария.
  • Приближены к реальности. В прототипе нет смешных, фантазийных или нереальных данных. Особое внимание уделите названиям и датам.
  • Не содержат ошибок в текстах и цифрах. Исключены орфографические, грамматические, пунктуационные ошибки.

Иногда в процессе тестирования требуется вернуться к предыдущему шагу. Проверьте, что навигация по стрелкам в прототипе действительно возвращает на предыдущий шаг, а не на другой экран.

Убедитесь, что верстка не нарушена: все элементы интерфейса расположены на своих местах и отображаются верно, в прототипе нет лишних элементов или разделяющих полос. Особое внимание уделите кнопкам, таблицам и изображениям.

Важно проверить, как выглядит прототип на устройстве респондента. Если тестирование проходит удаленно на компьютере респондента, проверьте, как будет выглядеть прототип в нескольких браузерах, популярных среди аудитории тестируемого сервиса.

В меню Options в Figma есть несколько вариантов отображения прототипа:

  • Actual size (100%)
  • Fit to screen
  • Fit to width
  • Fill screen

Проверьте, как отображается прототип в каждом из них, чтобы выбрать наиболее подходящий или суметь быстро подобрать другой, если выбранный плохо отображается на устройстве респондента.

Убедитесь, что подсказки отключены. В прототипе не должно быть подсказок, которые подсвечивают кликабельные области экрана (hotspot hints). На тестировании важно выяснить, сможет ли пользователь самостоятельно сориентироваться в системе, где ожидает увидеть новый раздел или кнопки. С включенными подсказками исследователь не сможет этого понять.

В Figma отображение подсказок можно настроить в меню Options. Чтобы подсказки не отображались, снимите галочку с пункта Show hotspot hints on click. Скопируйте ссылку на прототип после снятия галочки — тогда в ней пропишется hotspot-hints=0, подсказки по умолчанию будут выключены, и их не придется настраивать на каждом ЮТ.

Важно убедиться, что прототип доступен анонимным пользователям. Респондент, как правило, не имеет доступа к сервису для проектирования. Не забудьте разлогиниться и перейти по ссылке, чтобы убедиться, что страница успешно открывается, или проверьте ссылку в режиме инкогнито.