Артефакты исследований

Что такое артефакт

Артефакт — это любая информация, которую мы фиксируем в процессе работы над исследованием:

  • бриф с заказчиком;
  • план исследования с гипотезами и вопросами;
  • видеозаписи и фото со встреч с пользователями;
  • транскрипты;
  • заметки с выводами;
  • таблицы и схемы;
  • отчет, рекомендации;
  • презентация и другое.

Зачем нужны артефакты

Задача исследователя — сохранить артефакты в таком виде, чтобы любой член команды мог вернуться к материалам, восстановить контекст и понять, почему пришли к таким выводам и решениям.

Сбор и хранение артефактов позволяют:

  1. Подтвердить выводы фактами и принять обоснованные решения.
  2. Вернуться к материалам и результатам исследования, переиспользовать их для новых целей и задач внутри команды или за ее пределами.
  3. Погрузить в исследования новичка в команде, передать контекст о пользователях, их задачах и сценариях.
  4. Отследить прогресс исследовательских навыков, найти зоны роста и идеи для развития с помощью селф- или кросс-ревью.

Артефакты на разных этапах исследования

Любое исследование обрастает материалами постепенно: от момента появления идеи до финального обсуждения решений с командой.

На каждом этапе исследования появляются артефакты, которые важно сохранять и структурировать, чтобы потом возвращаться к нужным артефактам под задачу.

Подготовка

Установочные материалы: записи встреч с заказчиком, бриф, материалы с преданалитики, описание цели и гипотез.

Необходимы, чтобы у всей команды было одинаковое понимание, что исследуем и для чего. Чтобы была возможность вернуться к договоренностям, если появляются разногласия, а также учесть все нюансы при подготовке и проведении исследования. Хранение этих данных помогает вспомнить контекст и уточнить необходимую информацию, если прошло много времени и информация подзабылась.

Инструментарий: выборка, план исследования (метод, последовательность этапов, сроки, ответственные), гайд с вопросами и заданиями, анкета для опроса, прототипы.

Делают процесс исследования прозрачным и доступным. Чтобы поддерживать прозрачность, важно фиксировать решения, которые принимались по ходу исследования: изменение прототипа или аудитории, добавление новых вопросов. Еще инструментарий можно переиспользовать в других исследованиях, ускоряя процесс и уменьшая затраты на его проведение.

Поле

Исходные данные: аудио- и видеозаписи, массивы данных количественных исследований, логи и метрики.
Дают возможность вернуться к исходным данным, посмотреть на них под другим углом и в разных плоскостях. Эти данные могут пригодиться повторно для проверки новых гипотез и идей.

У заказчика может появиться новая гипотеза, тесно связанная с темой проведенного исследования. В этом случае можно вернуться к транскриптам бесед с пользователями, найти ответ на вопрос, не проводя дополнительных встреч с респондентами.

Обработанные данные: транскрипты, сводные таблицы, нарезки аудио- и видеозаписей.

Данные, с которыми легко работать. Их можно быстро анализировать и делать выводы, использовать для иллюстрации и аргументации. Позволяют убедиться, что выводы опираются на данные, перепроверить их логику.

Анализ данных

Выводы, схемы, карты, таблицы, обобщения

Информация в обобщенном и структурированном виде. Переиспользуем на следующих этапах разработки: аналитика, проектирование, тестирование.

Иногда после исследования команда принимает решение, что для реализации новой функциональности на текущий момент недостаточно бизнес-ценности. Спустя время вводные могут поменяться и возникнет необходимость вернуться к результатам исследования. Выводы и схемы позволят сделать это быстро и с достаточным уровнем детализации.

Представление результатов

Презентация, отчет, план реализации

Позволяют ознакомиться с основными итогами и дальнейшими шагами.
Ключевой результат исследования. Выжимка в комфортном для восприятия объеме.

В стартапах и срочных задачах не всегда есть возможность и время собирать все артефакты на каждом этапе, например писать подробные транскрипты и детальный отчет. Но даже в таких случаях сохраняйте артефакты, которые есть: мысли на стикерах, фото схем и рисунков со встреч, краткие выводы и договоренности.

Система хранения артефактов

Важно хранить не только результаты одного исследования, но и создавать систему хранения артефактов всех исследований. Это в первую очередь нужно самому исследователю, потому что именно он является хранителем знаний о пользователях в команде. Система дает возможность направить команду к нужным данным. А еще исследователю важно рассказывать членам команды о едином месте хранения артефактов исследований, чтобы они могли находить необходимую информацию самостоятельно.

Понятная система артефактов строится на следующих принципах:

  • Доступность
    Каждый член команды или заинтересованный человек может получить доступ к системе хранения. Важно продумать, кому нужно дать доступ изначально и как смогут запросить права те, кому материалы могут потребоваться при необходимости.
  • Единая точка входа
    Все артефакты или ссылки на артефакты полезно собирать в одном месте. Это помогает понять, какие исследования проводились в продукте в целом, оценить текущий объем знаний о пользователе. Использовать, чтобы пересобрать данные под запрос или для преданалитики по новым задачам.
  • Понятная структура и навигация
    Указывайте:
    • единообразные названия;
    • год и даты исследований;
    • ЦА исследования;
    • короткое описание, о чем было исследование.

    Набор этих параметров может отличаться, главное, чтобы они обеспечивали простой поиск и навигацию. Например, добавляя отчет, можно подумать, с чем еще он может быть связан, и добавить кросс-ссылки или теги / ключевые слова для поиска исследований по схожей тематике.
  • Безопасность
    Важно позаботиться о конфиденциальности информации. Для хранения артефактов выбираем внутренние ресурсы компании или защищенные хранилища с возможностью настраивать права доступа.

За актуальностью некоторых материалов необходимо следить. Это регулярные опросы, в которых важно проследить динамику, или CJM, которой команда постоянно пользуется, и её важно дополнять новыми знаниями.

Для примера: UX-исследователи Контура сохраняют данные одного исследования в двух местах:

  1. В общей базе всех UX-исследований в корпоративном облаке. Там собраны все артефакты исследований: отчеты, записи встреч, транскрипты. Данные рассортированы по продуктам.
    В базе UX-исследователей хранятся конфиденциальные данные, доступ выдается только по запросу и к конкретным артефактам.
  2. В каталоге исследований по продукту, в котором содержатся итоги и результаты исследования и ссылки на артефакты в общей базе UX-исследований. Это понятная витрина, которая обеспечивает быстрый доступ к информации и позволяет понять, какие исследования по продукту проводились, когда и для чего.

Каждый продукт / исследователь организует такой каталог так, как удобно команде, в зависимости от используемых инструментов и командных договоренностей.